Гарем до и после Хюррем, Н.Н. Непомнящий

Гарем до и после Хюррем. Н.Н. Непомнящий. Центрополиграф, 2014. 288 стр.

Несмотря на популярно-научность («популярно» на первом месте), внезапно книга оказалась дельной. Большого восторга от нее я не испытала, посему коротко о главном.

Автор

Плюсы: автор — исследователь, специалист по Азии и Африке, путешественник. Не журналист — и то хорошо =0) Автор-составитель, в меру талантливый компилятор.

Минусы: автор — не ученый, не специалист в данной области (Турция и жизнь в гареме), его книга не самостоятельна, это просто научно-популярное изложение темы.

Стиль

Плюсы: более-менее научно-исследовательский формат. Стиль, конечно, популистский, но в меру, как раз настолько, чтобы не скучно было читать, и без раздражающей эмоциональности и додумок автора.

Минусы: закос в художественность иногда сбивает с толку — возникает закономерный вопрос — насколько делить все, сказанное автором? Насколько он перевирает факты?

Структура и темы

Плюсы: большой охват тем внутри главной темы — «султанский гарем в Турции». Половину книги составляет краткая история Турции, биографии султанов («османская империя: время и люди») и, скажем прямо, без истории здесь никуда. Потом идет набор открыток (иначе эти коротенькие статейки на разные темы назвать не могу), сгруппированных в два раздела — о евнухах, т.е. обслуге гарема и о собственно насельницах султанского гарема (с биографиями). Отдельно идут главки о турецких банях, тайном языке женщин, немножко о таких явлениях как танцевальные ансамбмли лесбиянок (ченги) и геев (кочек), 6-7 исторических анекдотов, связанных с жизнью в гареме вообще и просто с сексуальной жизнью турок. В конце — подробное описание султанского дворца.

Минусы: небрежное сырое редактирование, вся книга состоит из нарезки мелких статей, кое-как сляпанных по разделам, множество пространных цитат из разных источников запутывает окончательно, т.к. разрывают и без того краткие главки на мало связанные между собой куски текста. Логика структуры изо всех сил пыжится быть, но у нее это слабо получается — не выдерживается ни хронологический принцип повествования, ни какой-либо другой. Автор постоянно возвращается во времени назад и начинает пересказывать то же самое, только делая акцент на другом персонаже истории. Нагромождение интересного материала как раз бы должен был упорядочить редактор, но его, редактора, скорее всего, просто не было.

Картинки

Плюсы: их есть и есть много.

Минусы: черно-белые. На бумаге туалетного качества так и вовсе маловысокохудожественно выглядит.

Источники

Плюсы: очень много цитирования, вставок с отрывками из разных источников — мемуаров, худ. лит-ры, писем и т.д. Весьма оживляет повествование.

Минусы: отсутствие списка использованной лит-ры. Очень некрасиво со стороны автора и издательства — скомпилировать книгу из чужих трудов и не поименовать в конце источники своего «вдохновения».

Содержание

Плюсы: объективность. Перед автором стояла непростая задача. С одной стороны — нехватка фактического материала: гарем — тема более чем интимная, история его мало документирована самими турками (есть много хозяйственных документов, но почти нет современных гаремам «хроник», мемуаров, рассказов, свидетельств, исследований). С другой стороны — мощный пласт фантазий, домыслов, предрассудков, мифологизация и выворачивание темы гарема наизнанку европейцами. Классическая восточная и европейская культуры — очень далеки друг от друга, о взаимопонимании, мягко говоря, речи не идет. Обе культуры взаимно считают друг друга варварами и извращенцами. И вот на этом острие копья автору удалось сохранить спокойствие =0) Несчастны ли были женщины в четырех стенах гарема, будучи пленницами и рабынями султана, не имея власти над собственным телом и судьбой, полностью отрекшись от себя и своих желаний? Были ли они счастливы, освобожденные от обязанности и ответственности за свою жизнь и судьбу, проводя дни в праздности и роскоши, всегда сытые и ухоженные, окруженные толпой слуг, получая неплохое образование, будучи обеспеченными «в отставке» приданым и уверенными в своем будущем? Как женщины попадали в гаремы, как в них жили, как из них получались исчадия ада и гении добродетели, закулисные — настоящие — правители империи? Что это был за странный мирок — искусственный, с четко ограниченными, сакральными границами, со строгими — беспощадными — законами? Как трансформировалась психика женщин и мужчин под влиянием этих законов, к чему это приводило? Как это вписывалось в национальный менталитет и религию? Что получалось в результате этой любопытнейшей диффузии? Ответы на эти вопросы не могут быть однозначными, и автор, на свое счастье, и не пытался отвечать на них категорично.

Отсутствие ханжества. Автор не обходит стороной проблемы гомосексуализма, который неизбежно должен возникнуть в условиях жестких ограничений контактов между полами, а в гаремах — скученности на ограниченном пространстве.

Минусы: недостаточная глубина и проработанность вопроса. Книга — описательного характера, без попытки копнуть глубже — в причины возникновения явлений, без попытки анализа развития явлений. Автор просто описывает как оно все было, но не прослеживает причинно-следственных связей. Научно-популярность вроде бы как означает доступность изложения и разжеванность материала для широких масс, но здесь ограниченный формат и отсутствие должного редактирования (уже упомянутая дерганая структура + нет даже сносок или каких-либо примечаний) привели к тому, что незнакомым с темой (как мне) придется параллельно лазить по словарям и энциклопедиям, чтобы вообще понять, о чем речь.

При том, что половину книги составляет историческая справка, ничего почти не сказано собственно о культуре и религии турков, хозяйстве, образе жизни — а ведь гарем, шире — полигамия, изначально это не придумка и жиру взбесившихся мужиков, когда-то это оно было средством выживания, удобной хозяйственной формой, но об истории явления, социологии, антропологии и т.п. и т.д. в маленькой обзорной книжке про гарем места не нашлось, к сожалению.

Отдельно стоит упомянуть, что пресловутая Хюррем, упомянутая в названии, пострадала от поверхностности автора и отвратного редактирования больше всех — никаких «до » и «после» в книге не анализируется. То есть то, чем был гарем до украинской жены султана Сулеймана Великолепного и какую роль гарем играл в политической жизни страны после нее — просто вскользь описывается, причем об одном и том же в разных вариациях упоминается в разных главках, т.е. пытливый и не ленивый читатель может сделать должные выводы, но… Исходя из названия, книга должна была делиться на две части — до и после, с подробным описанием переломного момента в истории гарема и роли в этом Хюррем, прекрасной телом и ужасной характером , но т.к. автор и/или издатели/редакторы как-то забыли о названии, то получилось название само по себе, а книга — сама по себе.


Итоги

Как отправная точка для изучения темы — годится на 3+. Несмотря на отсутствие списка источников кое-какие имена и труды по теме в книге упоминаются, широкий охват тем дает как общее представление о гареме, многоженстве, работорговле, исламе, гомосексуализме, политике, скопчестве и т.п. и т.д., так и об их неразрывной взаимосвязи — что очень ценно.

Для дальнейшего изучения наметила себе:

  • Клуг Дж. История гарема в культурах народов мира
  • А. А. Маслов. Евнухи в Китае

На одну полку с

История тайной войны в Средние века, П.В. Остапенко

История проституции, Иоганн Блох

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Авторское право © 2020 Книжный блог Blackbird
top