Грамматика цивилизаций, Фернан Бродель

Грамматика цивилизаций. Фернан Бродель. Издательство: Весь мир, 2014. Серия: Тема. 558 стр.

Кто автор?

Фернан Бродель — французский историк, крупнейший представитель французской исторической школы «Анналов» (это очень круто, погуглите). Начать с того, что именно он первым догадался основывать исторические исследования на материальной культуре (а не умозрительных умствованиях), исходить из экономических посылок и географических особенностей в определении причин каких бы то ни было событий где бы то ни было происходивших и происходящих.

О чем книга?

О цивилизациях — исламской, европейской, китайской, американской (северной и южной), африканской, дальневосточной (Япония и острова), индийской, Российской.

О том, как развивались цивилизации с древности до наших дней, какие решали задачи и как справлялись, и что ждет каждую из них в будущем. 1/5 текста, посвященного каждой цивилизации занимают именно предсказания — какие есть у цивилизации пути развития, если она решит такие-то и такие-то проблемы. И да, кстати, что такое цивилизация, автор тоже оговаривает, т.к. понятие весьма специфическое, если не сказать крайне размытое. Определению «цивилизации» Бродель посвятил аж целый отдельный раздел, где объяснял, объяснял, объяснял-объяснял… короче, цивилизация — это общество, объединенное общей религией и территорией проживания. Но в основном религией/философией. Ибо атеистами мы стали совсем недавно, и именно вера позволяла людям на протяжении веков отличать своих от чужих. А философия (то, как люди думают, философия как способ мышления в широком смысле) — так и подавно является определяющим и разделяющим на отдельные цивилизации фактором.

Что из себя представляет «Грамматика цивилизаций»?

Книга — итог ученой деятельности Фернана Броделя. Автором книга позиционировалась и была — на минуточку — написана как учебник для выпускников основной школы. Но министерство образования Франции посчитало ее слишком сложной. И это правда. Чтобы из Броделя вышел учебник, его надо хорошенько отредактировать. И, первым делом, выбросить пространные предисловия как издателей, так и предисловие самого Броделя. Главы с определением «цивилизации» переписать более человеческим языком. В-третьих, вырезать весь броделевский капиталистический пафос и несбывшиеся пророчества. В остальном — по своей цельности, ясности изложения, четкой структуре, чуть ли не ясновидческой точности в видении исторических процессов и определении исторических проблем — в этом остальном книга Броделя есть лучшее, что могло бы случиться в школьном курсе истории. Но не случилось. А жаль.

Для кого эта книга?

Отчаянно рекомендуется читать эту книгу подготовленным читателям. Подготовленным не в смысле эрудиции, а подготовленным морально к тому, чтобы не верит слепо на слово даже самому именитому историку. Даже великий ученый может ошибаться, если переходит в область субъективно-оценочного.

Очень рекомендуется тем, кто хочет взглянуть на историю человечества с высоты птичьего полета (уровень обобщения 9 из 10), уловить общие закономерности развития человеческих сообществ и сквозь призму опыта прошлого посмотреть на то, что творится с нами и вокруг нас сегодня.

На чем сосредоточен автор?

Он равномерно распределяет внимание между экономикой, религией/философией, политикой, военным делом и искусством. Баланс близок к идеальному! Но главный интерес автора состоит в том, чтобы докопаться, почему, в силу каких причин и особенностей та или иная цивилизация стала вот такой, какой мы ее видим сейчас? Чем обусловлены ее современные (по состоянию на 1960г.) проблемы/успехи/крахи? Чего от нее ждать, какие она предпримет следующие шаги, исходя из логики своего прошлого (закон исторической инерции)?

Бродель-пророк, честно, говоря, гораздо слабее Броделя-аналитика, за что многословно извиняются его коллеги и издатели в предисловиях: все-таки Бродель писал в 1960-х, в эпоху всеобщего оптимизма и твердой веры в светлое будущее. Хотя это как минимум странно, потомучто, кроме прочего, Бродель специализировался на истории капитализма и иллюзий по поводу развития цивилизаций, ступивших на этот путь, у него не должно было быть. Однако, они были и еще как.

Каковы структура текста и стиль автора?

Структурирование четкое, действительно подходящее для учебника: главные тезисы выделены жирным шрифтом, есть вступления и резюме в конце глав, разбивка на сами главы и подглавы логичные, объем их сбалансирован отлично. В конце каждого раздела есть постскриптумы из 1966г. с описанием положения дел на тот момент.

Стиль лаконичный, без витиеватостей, энергичный. Все вместе обеспечивает легкость чтения и усвоения информации.

Удалось ли автору избежать субъективности?

Не очень. Профессиональная деформация дала о себе знать — если всю жизнь посвятить изучению капитализма, то поневоле будешь видеть все вокруг и оценивать все и всех в терминах этой системы, а о возможности существования какого-то другого миропорядка вряд ли задумаешься. По мысли автора финансовый капитализм уже закончился и теперь мудрое государство всем рулит (ага, скажите это Ротшильдам, например, или руководителям Alphabet Inc.). А еще есть капитализм правильный и неправильный. Правильный — это в Европе, которая обречена на успех, как только окончательно слепится Европейский Союз, и еще в Америке, которой суждено мировое господство. А неправильный капитализм — это во всем остальном мире, поэтому он и живет хуже, чем Европа и США.

Бродель, описывая ужасы и несправедливости капитализма/экспансии/колонизации, то и дело задается странными вопросами в скобках. Например, он описывает, как арабы грабили Индию, «оплачивая роскошь всеобщей нищетой жителей Индии (а могло ли быть иначе?)«. Ну да блин, могло. В 16в. у арабов с индусами, может, конечно, и не очень могло, но в начале 20-го у англичан — точно могло. Но не стало. А Бродель продолжает: «благодаря мудрости англичан, малайские государства, Сингапур и Бирма получили независимость мирным путем«. «Мудрости»?? Три раза ха.

Крестовые походы, по убеждению Броделя, это беспрецедентная человеческая жертва Европы и ее триумф. Спишем на то, что автор француз, он иначе Крестовые походы оценивать, видимо, просто не мог.

Ну и наивная апологетика США в полный рост:

«национальное восстание спровоцировало вмешательство США» (про Филиппины), «оказались… под опекой Соединенных Штатов», «Мак-Кинли поставил перед собой задачу «воспитать, цивилизовать филлипинцев», «даже с американской помощью и под контролем США страна не развивается» (это про Кубу) и т.п. и т.д.

США в понимании Броделя впереди планеты всей, хотя он сходу и совершенно верно определил все американские проблемы, начиная с «бывшие рабы работать не хотят» и «расизм одними законами не победишь», заканчивая неистребимостью монополий и издержек безудержной экспансии. На минуточку – прошло почти 50 лет, а ничего не изменилось =0)

Разделы, посвященные СССР и Китаю, представляют собой странное смешение отличной аналитики и «удивительных» выводов. Все, что касается событий до 20в. – автор блестяще увязывает в цельную картину, но как только пересекается рубеж 1900-х… Создается впечатление, что автор просто не обладал достаточным объемом информации, чтобы объективно судить о недавнем прошлом или, тем более, о происходящем на данный момент. В целом Бродель в суждениях о современных России и Китае и их месте в мире не идет дальше среднестатистического американского/европейского интеллектуала, убежденного в том, что во Второй Мировой войне победили американцы, а Европа соизволила снизойти до прав собственных рабочих и крестьян без пинка в 1917г.

Так что там с капитализмом?

Все просто — Бродель в принципе не видит ему никаких альтернатив. Эх, не дожил он до китайского экономического чуда на социалистических началах! Советский опыт построения коммунизма-социализма Броделем воспринимается почти совсем никак. Не негативно, но и полезного он там тоже видит мало. В сухом остатке — его совет всем развивающимся странам развивать в себе капитализм, как единственный путь для человеков, хотящих бороздить космическими кораблями Большой театр. И здесь лично я усматриваю не то чтобы шизофрению, но нечто, подозрительно похожее двойные стандарты. Товарищ Бродель отлично видит все недостатки капиталистической системы и… с шестидесятнической наивностью думает, что все это можно исправить, стоит только захотеть. Что изъяны системы не поимеют тенденцию превратиться в настоящие язвы, а правящие классы поимеют таки совесть. Что люди в массе своей не бараны, а власть золотого тельца над власть имущими не беспредельна.

При этом нельзя сказать, чтобы он совсем промахнулся со своими предсказаниями будущего.. он совершенно правильно определил для каждой цивилизации свойственные только ей специфические проблемы и то, как эти проблемы определят ее будущее. Просто он был излишне оптимистичен и думал о людях слишком хорошо, например, он полагал, что люди эти самые проблемы будут решать =0) он не предполагал, что можно просто забить на проблемы и продолжать весело катиться под горку, чем бОльшая часть цивилизаций и занимается.

По итогам – Броделю далеко до фантастов, которые гораздо трезвее и вернее видят будущее развитого капитализма (см. Питер Гамильтон «Звезда Пандоры» и «Иуда освобожденный» или «Дюна» Фрэнка Герберта).

А как автор вообще оценивает колониальную систему?

Первое — чувство вины за колониализм присутствует. Это и грабеж, и искусственная специализация завоеванных стран (выращивайте выгодный нам хлопок, а не необходимую вам еду), и выкачивание ресурсов. Но. Но белые люди же строили дороги и школы тоже. И тянули за уши аборигенов к прогрессу. И некоторых даже вытянули. И чем все кончилось?

«Все процессы деколонизации, проходившие затем в мире, вплоть до сегодняшнего дня, разворачивались по похожему сценарию, представляя собой череду событий, плохо поддающуюся разумному объяснению«.

Неблагодарные аборигены какие-то?

А в общем, говорит Бродель, колониализм и война за ресурсы таким примитивным способом, как захват территорий — закончился (интересно, что думают по этому поводу жители нефтеносных районов Ближнего Востока?)

Второе — бремя белого человека гнетет автора. Он убежден, что всех — от индусов до пигмеев и остатков южноамериканских индейцев необходимо всеми силами вталкивать в уходящий поезд прогресса. Чтобы они тоже развились до того уровня, когда можно в полной мере наслаждаться потреблядством. Просто оставить их в покое мысли не возникает. Белому человеку до всех есть дело.

Что в итоге?

Ох, это странное двойственное ощущение… когда прочитал книгу безусловно отличную, но так и хочется взять ножницы или маркер и начать доводить ее до ума. В Грамматике очень много конъюнктуры, много личного авторского – как гениального, так и, мягко говоря, спорного. Она несет на себе такую явственную печать личности автора и времени написания, что я прекрасно понимаю Министерство образования Франции, отказавшегося вводить ее в школьный канон. С другой стороны, если отбросить все наносное и временнОе, Бродель – мегаисторик, мастерски вскрывающий причины событий и мотивы участников, обладающий даром обобщения (что большая редкость в эпоху узкоспециализированных ученых). Например, его объяснение принципов восточной/индусской философии дало мне больше, чем увесистый том «Истории философии» =0)


Итоги

Книга Броделя – прекрасна. Для подготовленного и скептически настроенного читателя, не склонного без оглядки верить автору.

На одну полку с

Вехи русской истории, Борис Юлин

Дизайн для реального мира, Виктор Папанек

Как богатые страны стали богатыми и почему бедные остаются бедными, Эрик С. Райнерт

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Авторское право © 2020 Книжный блог Blackbird
top