История частной жизни. Том 2. Европа от феодализма до Ренессанса, коллектив авторов.

История частной жизни. Том 2. Европа от феодализма до Ренессанса, Браунштайн Филипп, Бартелеми Доминик, Дюби Жорж. Изд.: Новое литературное обозрение, 2017. Серия: Культура повседневности. 784 стр.

Официальная аннотация:

Пятитомная «История частной жизни» — всеобъемлющее исследование, созданное в 1980-е годы группой французских, британских и американских ученых под руководством прославленных историков из Школы «Анналов» — Филиппа Арьеса и Жоржа Дюби. Пятитомник охватывает всю историю Запада с Античности до конца XX века.

В общем-то, в кои-то веки аннотация не вводит в заблуждение, а сущую истину глаголет. Обзор на второй том Истории частной жизни будет кратким.


К сожалению, на странице «содержание» очень мало самого содержания, посему выписываю названия глав и подглав, чтобы было понятнее, о чем конкретно написано 700+ страниц.

СОДЕРЖАНИЕ (ЖМИ СЮДА, скрытый текст тут)

0. Пролог: власть частная, власть публичная 1. Зарисовки. Частная жизнь аристократических домов феодальной Франции: совместное проживание, монастырь, топография аристократического дома, домашнее общество, порядок и беспорядок, женщины, мертвые, родство, метаморфозы линьяжа, честь рода и стратегия линьяжа, супружеская пара, христианские браки, женщины: война и мир; общество супругов, вдовы и сироты. Частная жизнь тосканской знати накануне Ренессанса: частная среда (отчет и описание), семья, виды семьи, маргинальные и подпольные проявления частной жизни, соотношение возраста и полов, домА, типы жилища, обустройство жилища, личный комфорт, украшение интерьера, питание в кругу семьи, коллективные занятия в кругу семьи, отец семьи, жена и мать, супружеская пара как единое целое, виды работ/занятий в семье, пространство уединения, интимная жизнь супругов, спальня, место детей, подростки и молодежь, старость, частная жизнь слуг, домашние рабы, «расширенная» семья, частная среда юношей и девушек, отношения между семьями, взаимные услуги, члены семьи в разлуке, частная переписка, личные дневники, конфликт индивидуальной и коллективной частной среды, взаимоузнавание, облагораживание и развитие чувств, постоянные посетители дома, женщины вне дома, брак как соединение двух частных сфер, противостояние семье, публичная демонстрация частной жизни, частная жизнь и власть, законы комунн, око церкви. 2. Воображаемый мир (исследование литературы): пространство (закрытое пространство, радость быть защищенным), страх ненаселенных территорий, одинокий человек, смысл одиночества, символические места: башня, сад, гостиная, спальня, постель; свое и чужое, границы частного, уединение, тайный язык знаков, запретная речь, предметы, домашнее общество, брак, отец, дядья и племянники, изгнание, галантная любовь и ревность, обвиненные женщины, братья, близнецы (кровные и духовные), женская половина дома, повседневная жизнь супругов, женщина в общине, тепло и свет в доме, хорошее и плохое окружение, активная и созерцательна жизнь женщины, тело: способы изображения, соблазны, волосы заплетенные и распущенные, уход за телом, ванны и кровопускание, нагота (символические смыслы), неподобающая одежда, слои одежды, обнаженная женщина, целомудрие и бесстыдство, замкнутость в себе, появление «Я» в текстах, воспоминания и хроники, внутренний голос, идентичность, скрытность, интерпретация знаков, портрет, сон, сон-обман, зеркало. 3. Проблемы: устройство личного пространства; рождение индивида: башня и жилище, степень дискомфорта, укрепленные дома, гостиная и спальня и их промежуточные формы, состав и численность семьи, парки, изгороди и сады, городское пространство, крестьянский дом, дворец, городской дом, дворы и сады, коммунальное жилище, кровать, место для приемов и места уединения, вынужденная теснота и стремление уединиться, жажда автономии, анахореты, странствующие рыцари, образ тела, отношение к телу, личная набожность, отношение к интимности, эволюция самосознания, исповедь, комментарии к собственным действиям, семейная история/хроника, рассказы о себе, королевские портреты, дарители и герои, взгляды и тайны, зеркала, общество и костюм, костюмы — крестьянский, городской, расходы и экономия на костюмы, костюм и поведение, пол/возраст и костюм, знаки и коды одежды, внешний вид, нормы внешнего вида и поведения, мода, память, нагота, слава и казнь, естественные отправления, питание и уборные, здоровье и болезни, рецепты здоровья, медицина, очищение, паразиты, мытье, зрение и др. чувства, выражение чувств, сдержанность, сознание — молитва, религиозный экстаз. 4. Библиография, литературные памятники. Как видно, многие темы повторяются во всех трех частях книги, меняется только ракурс (география и время действия), с которого оные темы рассматриваются.

Плюсы

+ Крайняя информативность, факты-факты-факты.

+ Очень плотная работа с источниками, все источники поименованы тут же, в тексте — имена, даты, названия документов, данные археологических изысканий; все выводы сделаны на строго материальной базе.

+ Разнообразный стиль: над текстами работали разные авторы, посему разделы по стилю сильно отличается друг от друга, что не может не оживлять общей картины.

+ Каждый раздел делится на главы и подглавы, что сильно облегчает чтение.

+ Показана эволюция частной жизни — как люди со временем отвоевывали у общества/государства/клана личное пространство для себя, любимых; как менялось со временем (само)сознание людей, отношения внутри семьи, отношения между семьями одного рода, отношения между родами (монтекки и капулетти, да-да).

+ Наглядно видно, что историк = следователь =0) по расположению комнат в доме, предметов мебели в комнатах, предметов личного пользования в сундуках, слов в тексте дневника — восстанавливается внутренняя жизнь людей, жизнь частная, скрытая от глаз современников, но обнаженная перед глазами историков.

+ Лично для меня самым интересным оказалось исследование жизни линьяжа, т.е. большой семьи (кровные родичи + некровные), где власть и имущество наследуется по мужской линии — как нисходящей, так и по боковым; наконец-то стали немного понятнее семейные перипетии на тему «честь рода», «месть», «измена», «верность», «девственность», «дружба», стали понятнее механизмы, движущие силы поведения людей (о, как зависим человек от общественного мнения и мнения своей собственной «большой семьи», как он связан по рукам и ногам представлениями о том, что должно, а что не должно делать/думать).

Минусы

— У некоторых из соавторов явная фрустрация по поводу их нереализованных писательских талантов: текст местами ну настолько высокохудожественный, что ничерта не понять — метафора оксюмороном так и погоняет; а у некоторых других авторов явный переизбыток академизма в мозгу, и текст местами ну настолько высоколобый, что без словаря не обойтись, причем сильнонаучные термины натянуты на простые, в общем-то, явления, не нуждающиеся в усложнении.

— Перевод достойный, но слегка нерусский.

— Названия глав и подглав никак не отображены в содержании книги, от этого много теряет структура всей книги, в ней крайне трудно ориентироваться.

— Много повторов, чувствуется, что книгу собирали как конструктор и не заморачивались сведением содержания к некоему общему знаменателю; в общем-то книга представляет собой несколько отдельных самоценных монографий, объединенных одной темой и под одной обложкой.

— Внимание сосредоточено исключительно на верхушке общества, которое составляет 1-2% от населения в лучшем случае, т.е. рассмотрена жизнь очень немногих и конкретных людей; в дополнение к этой книге весьма полезно прочитать Людей Средневековья Робера Фоссье, который, наоборот, занимается исключительно «безмолвствующим большинством».


Итоги

Добротный строго научный труд. Отличная книга, отчаянно рекомендуется всем любителям истории! =0)

На одну полку с

История частной жизни. В 5т. Том 1. От Римской империи до начала второго тысячелетия, коллектив авторов.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Авторское право © 2020 Книжный блог Blackbird
top