История Крестовых походов, Жан де Жуанвиль и Жоффруа де Виллардуэн

История Крестовых походов, Жан де Жуанвиль и Жоффруа де Виллардуэн. Изд.: Центрополиграф, 2008. Серия: Хроники военных сражений. 352 стр.

Об издании

Издательство Центрополиграф вообще странное: вроде бы хорошие тексты издает, но при этом откровенно халтурно. Вот и тут — два важнейших первоисточника по истории крестовых походов (мемуары участников Четвертого и Седьмого походов,  маршала Шампани и сенешаля Шампанского графа) под одной обложкой в хорошем переводе, но при этом совершенно бестолковое предисловие (безымянное!) и отвратительный редактор-девочка, понаставившая по всей книге дурацких примечаний в скобках феминистско-либерального толка. Это при том, что такие древние тексты следовало бы сопровождать подробными комментариями историков.

Если не обращать внимания на «редакторские» ремарки, книга — отличная.

Шампанский маршал

Первая часть за авторством шампанского маршала серьезна, суха и сурова. Ценна тем, что автор был одним из организаторов похода и большой военной шишкой, посему присутствовал почти на всех важных совещаниях, лично и в лицо знал кучу рыцарского народа и их коней, прекрасно разбирался в тонкостях военного дела и снабжения.

Некоторым шоком было из первых рук узнать, точнее, вычитать из текста, насколько шизоидным было сознание тогдашних христиан и как плохо вообще религия/вера вязались с жизнью вообще и жизнью военных людей в частности. Здравый смысл, рефлексия, самопознание и самоосознание — нет, не слышали. Понятия о добре и зле абсолютно не абсолютные, а какие-то первобытно-инстинктивно текучие и изменчивые, такие конъюнктурно-сиюминутные, что оторопь берет. Ну и, конечно, «добрый рыцарь», «благородный» и «славный» — вовсе не добрый, не благородный и не славный. Рыцарь = средневековый гопник — это самое точно определение. Если не верите, попробуйте ознакомиться с историей Четвертого похода и потом почитать хронику Виллардуэна — внимательно, поабзацно сверяясь с, например, википедией.

Кто знаком со «средневековыми понятиями» о жизни, в курсе, что менталитет людей 13в. отличается от современного так же, как земной от марсианского. Именно поэтому воздействие подлинного голоса из прошлого так вдаряет по мозгам — возникает ощущение какой-то растерянности, беспомощности от прочитанного… Очень страшно, если вдуматься. Когда автор говорит, что вот мы взяли такой-то город и нашли в нем много припасов, то читай: грабили, жгли, насиловали, убивали. И так 120 страниц — предательства (благородные сэры, ха-ха), клятвопреступления (христиане ха-ха, клятва на Евангелии — трижды ха), насилия, разрушения, кровь, дерьмо и двойные стандарты во всем.

Еще одно наблюдение: отсутствие дисциплины как класса. Рыцари, в общем-то, представляли собой самостоятельную боевую единицу (рыцарь + оруженосцы + слуги) и подчинялись только своему сюзерену, посему вся масса одоспешенных по сути почти неуправляема. И постоянные советы, совещания, договоры сеньоров ни к чему никого не обязывали — как только начинался бой, все скакали кто в лес, кто по дрова.

Сенешаль шампанского графа

Вторая часть за авторством сенешаля куда более живописна, в ней меньше военных подробностей, зато богато жизнеописания Людовика 9-го, Святого. Много бытописания и разных культурно-этнографических подробностей.

Но хроники Жуанвиля не менее кошмарны. Поймите правильно, ни г-н маршал, ни г-н сенешаль ни разу не обмолвились о том, что рыцари кого-то там резали-насиловали, тем более нет описаний кровавых расправ и прочих зверств. Все предельно стерильно, рейтинг «12+». Вот только «мы осаждали город, мы вошли в город, мы шли по местности, добывая припасы людям и коням» — всем ведь понятно, что рыцари ничего ни у кого не покупали? и цветы местным дамам не дарили? местным детям леденцы на палочке не раздавали?

Особенно умиляют славословия сенешаля в адрес Людовика 9-го. По нашим меркам он был просто честный, порядочный, богобоязненный человек. Нормальный. Но на фоне повсеместного рыцарственного скотства элементарной порядочности Людовику хватило, чтобы его после смерти канонизировали =0) …и шизофрения тоже никуда не делась, хотя куда ей было деваться, Четвертый и Седьмой походы прошли с разницей в 40 с хвостиком лет. Менталитет все тот же эгоцентрический, никакой рефлексии и попыток взглянуть на все со стороны.

Люди незатейливые и незамутненные, да. Какими и положено быть во времена, когда лекари-цирюльники умели только кровь пускать и ставить пиявок, младшим сыновьям дворян доставались в наследство отцовский меч, кот да пара сапог, с соседями велись бесконечные тяжбы, а то и баталии за каждый клочок земли, от болезней и неурожая выкашивало полстраны… в то же время Восток — край неисчерпаемых ништяков, и если не совсем дурак — принимай крест и хватай судьбу за хвост! Тут понятно и Римского Папу и королей, это дело благословлявших — чего расплодившуюся рыцарскую сволочь в Европе терпеть, если можно ее так удачно канализировать, да еще заодно сарацин припугнуть?

Кстати, из обоих хроник, особенно из хроники Четвертого похода ясно видно, что никакой стратегии у самих крестоносцев не было. Вообще никакой. У большинства участников никаких целей кроме как пограбить и, если удастся, уместить свою задницу на какой-нить местный трон, или, в крайнем случае, хоть на табуретку в какой-нибудь завоеванной крепости/замке. Очень меткое и честное название всего этого безобразия — «поход». Не война, а пиратский рейд.


Итоги

Весьма отрезвляющее чтение. Жестокое средневековье как оно есть. Кровь, власть, деньги, предательство, убийства, грабежи, насилия.

Кому читать?

Любителям военной истории желательно, интересующимся средневековьем обязательно. Начинающим писателям в жанре темного фэнтази об альтернативном средневековье — полезно.

Кому не читать?

Эльфам и прочим романтикам, ибо есть риск разбить розовые очки и повредить лицо.

На одну полку с

История крестовых походов, под ред. Дж. Райли-Смита

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Авторское право © 2021 Книжный блог Blackbird
top