История войн. Энциклопедия для детей. Т.32

История войн. Редакторы: Аксенова Мария, Шокарев Сергей Юрьевич, Желенин А. Издательство: Аванта+, 2011. Серия: Энциклопедия для детей. 640 стр.

Неоднозначное впечатление, если честно. Формат энциклопедии, т.е. «всеобъемлющего справочника по теме» накладывает свой отпечаток — читать подряд и помногу трудно, материал не так что бы популярно изложен. Скорее сух и перенасыщен информацией… но обо всем по порядку =0)

  • Качество издания: без единой опечатки, написанная прекрасным русским языком, отличная, опять же, редактура (ровный стиль за исключением некоторых статей), годное оформление (небольшой формат, удобно держать в руках, легкая бумага).
  • Объективность в подаче материала по десятибалльной шкале на семерочку (слив засчитан за все темы после 1900г).
  • Информативность: все строго по делу.
  • Структура: в каждом разделе есть введение, общая хронология событий, отдельно про наиболее значимые сражения, вооружение сторон. Это деление, правда, перестает соблюдаться с Новейшего времени — то ли потому, что, например, сведений о вооружении слишком много и нет смысла описывать все, то ли еще по какой причине. Хотя.. основное-то могли бы и описать! Странное разделение на главы. Вроде бы и хронологически (Древний мир, средневековье, новое время и т.д.), а потом вдруг откуда ни возьмись после Второй Мировой — отдельно гражданские войны и колониальные, которые случились сильно раньше ВОВ. Или еще страньше — в разделе о Средних веках отдельный подраздел о войнах на Востоке, т.е. кроме хронологического разделения есть еще и по регионам и по типам самих войн. Оно, понятно, трудно выбрать, по какому принципу материал в кучки сметать, и, конечно, ни один из принципов не идеален, но энциклопедия-то для детей, так что выберете уж что-нить одно!
  • Вставки с биографиями героев и толкования терминов. Правда, часто такие вставки никак не перекликаются с самим текстом ввиду того, что упоминаемое по вставке явление/герой в основном тексте опущены. Отсюда возникает недопонимание — к чему эти ценные сведения приплести, куда они относятся, где их место в общей хронологии? Если взрослый как-нибудь разберется и вставит этот кусок в общую мозаику исходя из банальной эрудиции, то детям это точно будет не под силу.
  • Словарик в конце. Правда…. =0) Правда, в основном тексте оные термины лишены звездочек, т.е. догадаться о том, что это вот слово есть в словарике в конце книги — никак. Если только за каждым непонятным словом туда лезть.
  • Отвратные, отвратные иллюстрации: бумага рыхлая и желтая, посему черно-белые иллюстрации вообще как чернильные пятна — ничего не разобрать. Карты военных кампаний с обилием стрелочек типа «кто-кого-зачем»настолько бессмысленно печатать в черно-белом виде, что слов нет. Такие карты предназначены для цветных вкладышей, стрелочки изначально там задуманы цветные. А на выходе — из 6 разных стрелочек 3 будут серыми, а оставшиеся — черными. А смысл?
  • Объективность. Как водится, на подходе к теме Второй мировой стиль повествования резко меняется. Количество оценочных прилагательных настолько возрастает, что статья про ВОВ кажется какой-то нездешней. Дальше — хуже: Гражданская (белые против красных), Югославская, Афганская… шизофрения авторов статей нарастает с каждым абзацем — вроде бы они пытаются соблюсти объективность, но собственная точка зрения и политические пристрастия нет-нет да и прорывается. Особенно отличилась этим статья о Гражданской. Ради справедливости замечу, что авторы честно пытались соблюсти исторический нейтралитет, просто темы уж больно горячие.
  • Нет библиографии, но если подумать, она заняла бы полкниги… хотя, основными источниками могли бы поделиться!

Итоги

Чтение, безусловно, полезное и душеспасительное, но только как справочный, дополнительный материал. Ибо война = продолжение политики иными средствами, и в отрыве от экономики, например, ее изучать нельзя. Иными словами, война — это следствие, изучение же причин строго обязательно ДО погружения в собственно историю о ходе военных кампаний, вооружении и проч.

Подачу материала доступной вот прямо каждому школьнику не назовешь. Но как дополнительный-разъяснительный он подойдет.

Кому читать?

Школьникам, студентам и тем, кто хочет освежить в памяти конкретные факты о конкретных войнах/сражениях в общих чертах.

Кому не читать?

Всем, кто более-менее начитан по истории и истории войн, в частности.

На одну полку с

История Франции, под ред. Карпатье, Лебрен

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Авторское право © 2020 Книжный блог Blackbird
top