Ложная слепота, Питер Уоттс

Ложная слепота. Питер Уоттс. Изд.: АСТ, 2015. 512 стр.

Долго выбирала, чего бы такого из новенькой научной фантастики почитать. Душа истомилась по космическим кораблям, бороздящим Большой Театр! Начинала читать с большим энтузиазмом, но… книга оказалась на троечку, долго распинаться о ней даже не стоит.

Что в книге есть?

Оригинальные инопланетяне (неожиданная биология и сознание).

Интрига (загадка тайны инопланетян, их природы, намерений и языка).

Хороший художественный стиль/язык. Правда, с перекосом по части аналогий: всю непонятную технологическую составляющую автор описывает в биологических терминах (трубы = кишки, провода = нервы и т.п.), но только еще больше запутывает читателя и запутывается сам, в результате разобраться с пространством (интерьеры/экстерьеры) не представляется возможным, непонятны ни масштабы помещений/космических кораблей, ни как они выглядят. В остальном автору удались описания эмоций (в бОльшей степени) и действий героев (в меньшей степени).

Композиция. О ней можно сказать, что она нелинейная и на том спасибо. Герои летят навстречу с инопланетянами и действие в настоящем периодически перебивается флешбеками главгероя – его воспоминаниями о том, какой он не такой и какие такие кривые дороги судьбы довели его до жизни такой.

Объем в соответствии с идейным наполнением. В сравнении с той же Звездой Пандоры Гамильтона, где была ложка смысла на тонну букв, Питер Уоттс хотя бы немногословен.

Психология будущего. Интересные наблюдения за любовью-ненавистью людей по отношению к техническим примочкам, которые они вынуждены вживлять в собственное тело, превращаясь в киборгов. Размышления о том, где заканчивается человек с его свободой воли и где начинается искусственный интеллект, который помогает человеку управляться со всей электронной фигней, ставшей продолжением его тела. Кто-то, как Шелдон Купер из «Большого взрыва», мечтает полностью слиться с машиной, кто-то ненавидит себя, смотрясь в зеркало. Есть и проблема виртуальной реальности и существования в матрице, куда добровольно уходят не решившиеся на настоящее самоубийство.

Дуга характера. Слабая, но есть. Герой почти не меняется, хотя и испытывает душевный и психологический надлом.

Чего в книге нет?

Оригинальной технологии будущего. С натяжкой под таковую можно подтащить генную инженерию (возрождение расы вампиров по остаткам древней ДНК) и пристрастие автора к совокуплению биологии с техникой и к порожденным в этом союзе киборгам. Ну еще космический корабль «Тезей» делает топливо из окружающей антиматерии и может синтезировать все что угодно сам из себя. Но это скорее авторская отмазка от нежелания научно обосновывать всемогучесть «Тезея». В целом «научный треп» скорее умиляет, даже гуманитарий далекий от астро- и прочей физики поймет, что автор плетет словеса, смысла которых сам не понимает до конца.

Характеров. Главный герой то ли аутист, то ли психопат, то ли биполярник (не в том смысле, что посетил оба Полюса, а в том, что страдает/наслаждается биполярным расстройством личности). По сюжету ему в далеком будущем провели операцию, которую в нашем настоящем уже сто лет как признали неэффективной и даже вредной – удалили левое полушарие мозга, чтобы прекратить эпилептические припадки. В результате он стал полностью неспособен к эмоциональному переживанию, зато более чем пригоден в качестве наблюдателя и аналитика, т.к. полностью объективен в своих суждениях и заключениях. Воспроизвести внутренний мир безэмоционального человека автору удалось на троечку. Не хватило психопатической жести. Автор слишком старался вызвать к герою сочувствие описанием его (недо)страданий от чувства выключенности из человеческой расы. Был бы больший эффект, если бы герой вызывал ненависть и отторжение своей «нетаковостью». Но мои читательские эмоции колебались где-то между «жалость» и «недоумение».

Любовной линии. Точнее, она поражает своей беспомощностью и психологической недостоверностью, зачем (недо)возлюбленной главгероя уделили столько места в повествовании, если она там вообще никакой роли не сыграла?

Второстепенных героев. Ведь все они – типичные члены фэтезийной дрим-тим: харизматичный лидер, воительница, лекарь, ведунья (лингвист-психолог). Патентованный картон.

Оригинального противостояния «наше vs чужое сознание». То, что «чужие» воспринимают порождаемый человечеством информационный мусор как агрессию в свой адрес – вообще не ново. И эта расхожая идея скорее из арсенала антиутопий и сатир типа Автостопом по галактике Дугласа Адамса, чем из научной фантастики.

Концовки. Финал, по сути, открытый. И жутко скомканный. Осталось множество оборванных нитей и не выстреливших ружей.

Жанровой определенности. Тут тебе и фэнтези мотивы (вампиры, мэрисьюшность героев и их корабля), и антиутопический настрой в целом, и намек на социальные проблемы, и легкое касание философских вопросов о жизни и смерти, о месте человечества во Вселенной и предназначении человеков. Всего по чуть-чуть, но ничего толком. Не хватило авторской решительности и писательской смелости.


Итоги

Имеем раздутую до размеров романа повесть, стилизованную под научную фантастику. Сгодится на переработку в сценарий артхаусного кино.

Кому читать

Страстным поклонникам жанра научной фантастики, которым совсем нечего читать, либо любителям НФ версии lite.

Кому не читать

Ценителям жанра НФ.

Хотя ладно, можно одним глазком глянуть несколько страниц под самый конец — только чтобы добавить уоттсовскую концепцию «чужого» в личную читательскую коллекцию.

На одну полку с

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Авторское право © 2020 Книжный блог Blackbird
top