Мидлмарч. Картины провинциальной жизни, Джордж Элиот

Мидлмарч. Картины провинциальной жизни, Джордж Элиот. Пер. Екатерина В. Короткова. Изд.: Правда, 1988. 752 стр.

Начнем с конца. С тех, кому книга (не)рекомендуется к прочтению.

Сразу скажу, что понравится Мидлмарч может кому угодно, но вот понять и прочувствовать ее смогут только люди со определенным житейским опытом, кому поднятые и описанные в Мидлмарче проблемы близки и/или пережиты на собственной шкуре. Лично я получила огромное удовольствие от чтения Мидлмарча, в нем соединилось все, что я ценю в хорошем романе.

Итак, крайне рекомендуется:

+ дамам бальзаковского возраста

+ молодым (и не очень) матерям

+ домохозяйкам и бизнесвумен, а так же тем, кто имеет опыт самостоятельного зарабатывания денег, согласования дебета с кредитом, а также ведения хозяйства в условиях «от зарплаты до зарплаты»

+ замужним дамам

+ ценителям медленного чтения

+ любителям вдумчивых мозгокопаний

+ тем, кто понимает английский юмор и знаком с историей/жизнью/менталитетом англичан

+ понимает, что роман написан в 19 веке

+ имеющим длительный опыт проживания в провинции, деревне, маленьком городке, где все друг друга знают

Не рекомендуется:

— мужчинам и юношам с проблемами адекватного восприятия противоположного пола (эдипов комплекс, кризис среднего возраста, явный домашний тиран, тайно бунтующий подкаблучник, женоненавистник и т.п.)

— тем, кто в принципе не выносит женщин-авторов, женские романы, семейные саги, романы о «бытовухе», «соплях с сахаром», «пи*достраданиях»

— слишком привыкшим к современной литературе и ее стилистике (модерн и постмодерн) — остросюжетности, парадоксальности, вычурной композиции, разухабистому слогу, кинематографичности, лютому экшену, черному и/или порноюмору, четкому длению на плохих и хороших

— потомственным жителям мегаполисов

— тем, у кого нет времени читать 800-страничный роман

— не имеющим представления о жизни в Англии 19-го века

В общем-то, на этом можно закончить рецензию =0) Все уже поняли, что Мидлмарч — это весьма пухлый роман, написанный в традициях английского (психологического) реализма 19 века автором-женщиной, 30 (трицать) лет прожившей в провинции среди своих будущих персонажей, гражданской женой любимого человека (напоминаем, на дворе 19в!), приемной матерью его детей.

Так, а что в книге?

Психология. Психология персонажей, все извилины, искривления и — самое главное — развитие их характеров проработаны и описаны автором так, что отлитый в бронзе и позолоченный памятник ему, автору, стоило поставить только за это! Тот редкий (особенно для современных) авторов случай, когда он, автор, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЗНАЕТ, О ЧЕМ ПИШЕТ.

Если , например, взять все свойства характера, мировоззрения, привычек, поведенческих паттернов и т.д. всех мужских персонажей книги и принять их за условные 10 единиц, то 8 из них будут свойственны мужчинам вообще и 2 — в частности мужчинам с определенной биографией. Читая Мидлмарч, с восторгом и ужасом замечала то в одном, то в другом герое черты характера собственного мужа, знакомых мужчин, родственником и т.д. То же самое с женскими персонажами — я узнавала в них свои мысли, желания, чувства. Такое впечатление, что у автора по меньшей мере научная степень в психологии, ибо настолько четко, ясно и живо описаны кривые дорожки брожения человеческого сознания, мотивы поступков, проистекающие из характера, который, в свою очередь, обусловлен средой, воспитанием, биологией, наконец. Логические цепочки автора и его последовательность в их раскрытии заслуживают отдельных аплодисментов.

А что еще хорошего?

Неторопливость повествования, точность и лаконичность формулировок, тонкий юмор, дельные (и по делу) мозгокопания, подробное реалистичное бытописание, железобетонная логика во всем, полное отсутствие деления на черное и белое, ярко выраженная «дуга характера» персонажей (то, как персонаж меняется под влиянием обстоятельств, меняется его характер), реалистичность (без натужных хэппиэндов или заведомой чернухи), историчность, грамотно нагнетаемая интрига, отсутствие пафоса и фальши, отсутствие авторского тщеславия и желания выпендриться, мастерская композиция и чередование планов (переход от рассказа об одном персонаже/событии к рассказу другом), затушеванная роль/присутствие автора и авторской оценки в тексте («объективный» взгляд), большое количество одинаково хорошо прописанных персонажей — как главных, так и второстепенных, НИЧЕГО ЛИШНЕГО и все ружья стреляют!

А чего в Мидлмарче нет?

В Мидлмарче нет Избранных, спасающих мир. В нем не живут супергерои или даже просто гении средней руки. Никто не совершает подвигов во славу отечества или прекрасной дамы, никто никому не мстит за убитого отца.

Чем заняты герои?

В Мидлмарче выходят замуж по ошибке, женятся по любви, кроят так и сяк семейный бюджет, ищут решения обычных бытовых проблем, пытаются ужиться друг с другом в одном доме, в одном городе.


Итоги

Великолепное чтение!

PS: долго думала, чего не хватает Мидлмарчу, чтобы из великого романа стать просто женским романом. Наконец, поняла. Чувственности. Все-таки Мидлмарч очень мозговой, вся жизнь протекает внутри головы, при поддержке рассудка и под наблюдением разума, тело же — железы, гормоны, феромоны — в празднике жизни не участвуют. Ни тебе жарких объятий, поцелуев (есть один, да и то в конце), тем более секса или хотя бы сексуального влечения, эх… далеко Джордж Элиот до Эрики Леонард Джеймс.

На одну полку с

Дживс и Вустер, Вудхауз

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Авторское право © 2020 Книжный блог Blackbird
top