Сундук мертвеца, Макс Фрай

Сундук мертвеца. Макс Фрай. Изд.: АСТ, 2017. Серия: Сновидения ЕХО. 384 стр.

Пятая книга перезапущенной серии о Ехо =0) Вот и настало время, потирая потные ручонки, сделать надлежащие выводы. Приключения сэра Макса в Мире Стержня уже стали чуть ли не классикой русского фэнтези и потому мы можем с полным основанием и моноклем в глазу выделить основные особенности Сновидений Ехо.

Поехали!

Объем 384 стр. Когда-то давным давно, когда Макс Фрай на обложке значился как «Максим Фрай» и настоящие (со)авторы с издателями придерживались легенды о том, что «Макс» — реальная личность, так вот в эти лохматые года в одной книге о приключениях Макса помещалось по 2-4 повести. Книги серии Лабиринты Ехо — все сплошь повести, до объема и содержания романа не дотягивала ни одна. Хроники Ехо уже стали небольшими романами по объему, по сути оставаясь повестями. Теперь мы имеем те же повести, раздутые до размеров пухлого романа посредством многословных описаний Мира (об этом отдельный пункт).

Ванильность. Ненастоящие проблемы. Ненастоящие страдания. В Багдаде Мире Стержня все спокойно: там в руках героев такие чит-коды, что вообще ничего непоправимого случиться не может. Все такое розовое, воздушное, невыносимо прекрасное — герои пьют кофе исключительно на крыше своего дома, любуясь на закат. Самое неприятное — смерть, но все, что, казалось бы, должно закончится и оборваться, будет продолжено.

Болтовня. Максфрай если не изобрел, то, по меньшей мере, обогатил жанр романа-болтовни. Не могу это назвать романом-диалогом, т.к. герои беспрерывно толкают длиннющие (1-2-3 стр) речи, по сути являющиеся «рассказом в рассказе». В книге ничего толком не происходит, все события — рассказываются. Никакого другого способа узнать нужную информацию у читателей и у героев нет — только выслушать очередное словоизлияние от очередного персонажа. Нет расследования, нет интриги, нет композиции, нет смены планов, нет смены регистров речи, смены точек зрения.. Читатель словно идет по степи, голой как коленка лысого старика, и взгляду зацепиться не за что, и на слух — монотонное стрекотание кузнечиков.

Стабильность — признак мастерства (?) Каждое происшествие в Ехо — это камушек, брошенный в пруд. По воде разойдутся круги и опять застынет зеркало воды, отражая плывущие по небу пушистые облачка-барашки. Герои остаются самими собой хоть кол у них на голове теши. Характер их отлит в бронзе и давно превратился в некое лекало, по которому штампуются новые книги серии.

А ведь литература, если содрать с нее все культуролого-конспирологические драпировки, в обнаженно-первозданном виде представляет собой прежде всего — хорошо_рассказанную_историю. Суть истории — в некоем изменении: вот сначала было так, потом что-то произошло и стало по-другому. Стало ПО-ДРУГОМУ. Ну или не стало, но читатель все равно понимает, что должно было бы. У Максафрая — стабильность во всем: что бы ни произошло, ничего не должно стать по-другому и не станет. Муха в янтаре. Сама с собой в себе прекрасна.

Надо больше минералов!! =0) Автор не устает обращивать свой уютненький мирок новыми и новыми подробностями — из истории Ехо и его обитателей. Если бы весь роман состоял из таких отдельных микро-историй — был бы шик-блеск-красота. А так… текст рассыпается на части как старая книжка в мягкой обложке на листы. Высох клей, раскрошился. Ну не тянет автор романной формы.

Усталая ирония. No comments. (Слава богам, хоть шуток про задницы и дерьмо почти нет).


Итоги

Максфрай уже не торт. И это не фигура речи, т.к. пишет теперь г-жа Светлана Мартынчик в полном одиночестве, что самым негативным образом сказывается на качестве Максфраевских приключений. Жрать есть, не разжевывая. Авось проглотишь, не подавишься.

Кому не читать: поклонникам старого-доброго Максафрая.

На одну полку с

Все остальные книги цикла Сновидения Ехо. Они одинаковые.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Авторское право © 2020 Книжный блог Blackbird
top