Жизнь Бенвенуто Челлини, Бенвенуто Челлини

Жизнь Бенвенуто Челлини, Бенвенуто Челлини. Пер. Мих. Л. Лозинский. Изд.: Правда, 1991. 528 стр.

Кто такой?

Бенвенуто Челлини — итальянский скульптор, ювелир, живописец, воин и музыкант эпохи Ренессанса (начало 16в.)

Отец хотел видеть его музыкантом, папы римские — карманным ювелиром, король Франции Франциск I — придворным скульптором, герцог Козимо I Медичи — ручным мастером-на-все-руки. Друзья и поклонники видели в нем нового божественного Микеланьоло, конкуренты видели его в гробу =0)

Всю жизнь Бенвенуто работал как проклятый по 24 часа в сутки, без устали учился и совершенствовался, ископытил всю Италию и половину Франции, и то бегал от закона, то сидел в тюрьме. Он дрался как черт и творил как ангел.

Бенвенуто никогда не знал недостатка в заказах, тем более не знал, что такое творческий кризис. Он фонтанировал идеями и замыслами, которых хватило бы на десять жизней сотни художникам! Жизнь то и дело подставляла ему подножки, но какому художнику в 16в. было легко? Короли, герцоги и папы римские в очередь становились, чтобы заполучить себе Бенвенуто, но как-то сразу переставали его узнавать в лицо, когда приходил срок оплаты заказов..

Яркая, многотрудная, полная опасностей жизнь Бенвенуто Челлини описывается им самим. Самим! Подчеркнем это и будем помнить, что мемуары/автобиография — это всегда самовосхваление и самооправдание. Это если и зеркало, то кривоватое… посему Бенвенуто в книге такой, каким он хотел себя показать. Главный герой и персонаж собственного романа.

Итак, что есть в книге?

События. Экшен, экшен, экшен!!! На одной странице мемуаров Челлини событий больше, чем в ином приключенческом романе. Да что там — любую главу из мемуаров можно развернуть в полнометражный фильм или толстый роман. Драки, погони, споры и ссоры, путешествия, война, суд, тюрьма, побеги и — работа-работа-работа, учеба-учеба-учеба. Энергии у Бенвенуто на десятерых молодцев! Огромное (местами чрезмерное) чувство собственного достоинства и осознание себя как творца, гениального художника в 10 случаев из 10 были причиной всех неурядиц, конфликтов и бед Челлини. Он никому не спускал оскорблений, не терпел грубости, никогда не забывал обид и ни за что не позволял обращаться с собой как с простым ремесленником. Он не боялся гнева сильных мира сего и всегда старался оставаться честным человеком. За что и страдал.

Бытописание. Постольку поскольку. Лично я, начиная читать, предвкушала, что вот щас мне откроются бездны — узнаю, что ели, как пили, чем жили, что думали, как относились к друг другу и миру вообще люди 16-го века. И особенно — секреты мастерства художника, КАК он что делал, какова технология процессов. Но фиг вам. Как настоящий гений, Челлини не выдал своих секретов. О технологии производства почти ничего не говорит, подлец. Зато в книге богато есть о том, как он организовывал процесс — нанимал работников, искал помещение, а общение с клиентами — о, это вообще отдельная песня! Кроме прочего, если читать внимательно и обращать внимание на мимоходные детали — то бездны таки открываются. Финансовая сторона жизни свободного художника представлена обильно. Отношения с конкурентами. Повседневность в широком смысле — очень, очень познавательно. Тут тебе и об институте конкубинажа , практикуемого в верхушке католической церкви, о нравах аристократов, о жизни простого ремесленного люда, о солдатских буднях, о цехе и о Школе (флорентийская школа), об отношениях со слугами и подмастерьями, с женщинами, с конкурентами и Учителями.. всего не перечислить.

Любовь к Искусству. Стремление достичь идеала — главная движущая сила Бенвенуто. Не заработать денег, не обрести вечную славу (хотя и это тоже, конечно), но сотворить (вытворить) нечто, что превзойдет непревзойденное, т.е. античные образцы. Постоянное самосовершенствование, новаторство, поиски лучших материалов и техник, дерзание воплотить в реальном материале то, что так прекрасно в воображении. Своими трудами Бенвенуто служил Школе и Искусству, в этом видел смысл жизни.

Борьба, поражения и победы. Горячий итальянский парень Бенвенуто — вспыльчивый, заносчивый, самоуверенный. Одним словом, бОльшая часть препятствий в жизни создана им самим самому себе =0) Его не так-то просто укокошить, с его-то запасом прочности и жизнелюбия, но он очень старался наделать себе как можно больше врагов. Тихое бесконфликтное существование не по нем, нет. Просто диву даешься, как Бенвенуто снова и снова аки кот падает на все четыре лапы.

Чего в книге нет?

Легкости изложения. Стародавний стиль помноженный на косноязычие автора. Да, повествование о событиях ясное и четкое, безыскусное. Но гигантский вал повторений типа «который, тот, этот, сказанный, упомянутый» очень замедляет и усложняет чтение. Кроме того, плотность событий при отсутствии описаний и размышлений делает чтение откровенно мучительным — за толпой имен и лиц забываешь, о ком-чем читал на предыдущей странице (друзей и знакомых, коих Бенвенуто перечисляет поименно — пол-Европы, и столько же врагов). Первые страниц 50 читаются ужасно медленно, но потом как-то втягиваешься.

Литературная форма, та, к которой мы привыкли, здесь отсутствует. Повествование течет себе и течет, не выливаясь в какую-либо форму, даже разбитие на главы не помогает, оно чисто формальное. Воспринимать такой текст трудно, т.к. мы же привыкли, что писатели обязательно что-то имеют в виду, используют какие-то приемы, чтобы сделать текст выразительнее и сильнее воздействовать на читателя. Писатель обязательно должен прибегать к неким маркетинговым приемам от литературы, чтобы продать свою идею читателю. А здесь не столько текст, сколько сама жизнь, «Жизнь Бенвенуто Челлини» во всей своей хаотичности и без определенной конечной цели. В мемуарах Бенвенуто совсем нет (видимой) сделанности, сконструированности, т.е., например, если упоминается какой-то человек — можете не трудиться его запоминать, ибо скорее всего он мелькнет и больше не появится, потомучто это герой жизни, а не герой художественного текста, в котором нет ничего лишнего и все ружья исключительно чеховские. Что говорить, если у мемуаров и конца-то (концовки) нет — Челлини просто перестал писать =0) Так что нет смысла браться за Бенвенуто в поисках каких-то идей типа «что хотел сказать нам автор».

Оговорюсь, что мемуары Челлини как бы ни казались исповедью, «правдой», честным и откровенным изложением событий, мыслей, мотивов, все же — мемуары. Конечно, автор сам себя и поглаживает всячески, и обеляет там, где считает нужным. С этим, кстати, связан интересный эффект: нам Бенвенуто кажется предельно искренним и ничего не скрывающим, потому что он о себе не стеснятся говорить шокирующие вещи, выставляет свое грязное белье, однако… то, что мы считаем сейчас грязным, нисколько не было таковым в 16в. Все его истории с женщинами и внебрачными детьми, его готовность за пустяк лишить человека жизни, его зависть и предвзятость, его паранойя, его умение делать себе врагов да и вообще философия дружбы-вражды — это не смелость признания собственных ошибок, это рутинное описание нормы жизни эпохи Ренессанса.

Описаний и размышлений. Рефлексии, по крайней мере открытой. Автор не анализирует свою жизнь, он ее просто описывает — год за годом, творение за творением, работа без выходных и больничного пособия. Никаких экспозиций типа «герцог был человек непостоянный и боялся своей жены», нет описаний природы, одежды, интерьеров. Есть описания скульптур, моделек и пр. вещей, что создавал или видел Бенвенуто — и вот уж они-то подробнее некуда.

Бога. Да, Челлини стал очень набожным человеком после того, как чуть не умер в темнице папы римского, но был бы он христианином? Нибожемой нинасколечко =0) Все десять заповедей (включая не убий, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, не желай куска скульптурного мрамора конкурента своего) он нарушал семь раз в неделю и даже не задумывался как-то изменить свою жизнь в соответствии с заветами Христа. По сути, Бенвенуто представляет собой яркий пример типично языческого отношения к жизни и богу. Он бога просит о чем-то в обмен на жертву, которую ему приносит — свое Искусство. Бог для него — воплощение мирового идеала прекрасного, некий языческий кумир, антично-мифический Гений, но никак не Отец Небесный, который учит, что такое хорошо и что такое плохо. Не тот человек Бенвенуто, чтобы позволить кому-то указывать что и как ему делать!


Итоги

Чтение нелегкое, медленное, рекомендуется для интересующихся историей вообще, а так же немножко искусством и феноменом ренессансного человека-художника, в частности.

На одну полку с

Мемуары, книга 2. Сен-Симон

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Авторское право © 2021 Книжный блог Blackbird
top