Звезда Пандоры. Иуда Освобожденный. Питер Гамильтон

Звезда Пандоры. Иуда Освобожденный. Питер Гамильтон. Изд.: Фантастика Книжный Клуб, 2014-2016. Серия: Лучшая зарубежная фантастика. Цикл: Сага о содружестве (Вселенная содружества). 752 стр. первая книга + 832 стр. вторая книга.

Читала этот кирпич ооо-оочень долго. Причем первые 500 страниц пролетели со свистом, а потом началось: добавлялись все новые и новые герои, сюжет расщепился на десяток параллельных линий, автор начал безнадежно вязнуть в собственном словоблудии… В конце Звезды вообще оказалось, что это только первая часть 0_о

Но я таки осилила и вторую! Рецензия на Звезду Пандоры и Иуда Освобожденный — одна на двоих. Я не Гамильтон (славабогу), бессмысленно тратить слова неохота.

Стиль

Без фантазии. Повествование линейное, прямое как палка. Единственное, что выделяется — огромное количество запараллеленных сюжетных линий, но переходы между ними никак не обыгрываются. Суровый мужской слог без метафор и вообще каких бы то ни было литературных изысков. Образность около нуля. Зато букв использовано на оба тома книги (Звезда Пандоры — это только половина истории, вторая — Иуда освобожденный) столько, что кажется другим писателям после Гамильтона будет нечем писать!

Описания всего и вся — длятся и длятся бесконечно. Бесконечно однообразные, бессмысленно подробные. Какая-то техническое задание для художников, специализирующихся на рисовании локаций и костюмов героев в компьютерных играх. Такое чувство, что автор вообще не умеет отделять главное от второстепенного, что видит — то и поет. Можно смело читать по диагонали — ничего не потеряете.

Герои

Пушечное мясо. Главных героев ровно три: протагонист, антагонист и трикстер. Последний, впрочем, с натяжкой. Все остальные три десятка героев прописаны хорошо, но сочувствия не вызывают никакого. Вообще их не жалко, хотя многие умирают весьма замысловатыми способами.

Сюжет

Не способен удивить любителя научной или просто фантастики.

Любителя детективов детективная линия Пандоры тем более не впечатлит. Все расследование — это бесконечные экшн-сцены, многословные и ничего не описывающие, и допросы-расспросы, ничего толком не проясняющие.

Политические игры — очень слабые.

Достойно закончить сюжет автор тоже не смог, не придумал ничего лучше, чем сыграть концерт для фортепиано в кустах.

Мир

Гипертрофированный капитализм. Масштаб увеличился, сущность осталась та же. Ничего оригинального в социально-общественных отношениях нет.

Корпорации управляют всем, политики — это те же самые бизнесмены, мир в руках нескольких десятков Великих семейств. И если раньше капиталисты-империалисты были могучи в масштабах стран, у Гамильтона они могучи в масштабах планет и звездных систем. Если сегодня богатые и могучие могут продлить себе жизнь до 90 лет, то у Гамильтона — достигли фактически бессмертия благодаря технологии сохранения личности и памяти в спец-кристаллах и клонированию новых тел. Если сегодня быть сыном/дочерью владельца корпорации — это профессия, то в будущем весь штат корпораций целиком и полностью будет состоять из отпрысков Основателей Династий. Если сегодня простые люди влезают в кредиты с юности (кредит на учебу, на дом, медицинская страховка, невозможность завести детей, т.к. это слишком затратно) и выплачивают их до конца жизни, то в мире Гамильтона работяги выплачивают кредиты несколько жизней подряд, т.к. главный кредит — это оплата процедуры омоложения (когда биологические часы переводятся опять на 20-25 лет), и чтобы заработать на квартиру и жениться — нужно как минимум 3-4 жизни.

Ничего нового по части менталитета, психологии и мотиваций людей. Автору не удалось представить принципиально другую психологию, хотя даже на отрезках в десятки лет (не говоря о сотнях), мышление людей меняется кардинально (см. Шестидесятники, Дети девяностых, Миллениалы, или Люди Средневековья vs Люди Возрождения). Новые технологии способны повернуть психологию людей на 180 градусов (см. Диджитализция, социальные сети), но, несмотря на прорывные и фантастические технологии мира будущего, психология людей у Гамильтона будущего осталась та же. Единственная попытка показать нечто другое — это неприятие и непонимание концепции смерти у практически бессмертных власть имущих (они постоянно меняют тела). Столкновение с настоящей смертью, которая раз и навсегда, вывихивает мозг аж целому одному герою из нескольких десятков персонажей Гамильтона.

Гендерное равенство торжествует. Бабы теперь и президенты и главы Великих Домов. Они даже могут сами, совершенно самостоятельно решить сходить замуж и стать двадцатой младшей женой в гареме какого-нибудь Великого Основателя Галактической Династии, нарожать ему отпрысков, накопить на очередное омоложение и отойти от дел, став оооооочень богатой двадцатитысячной экс-женой этого самого держателя гарема. Свободная, сильная, умная, красивая женщина без денег и связей может свободно, умно и красиво распорядится собой — сняться в 3D порнухе, попрыгать из постели в постель то к одному продюссеру, то к другому, ради того, чтобы поиметь собственный микрофон и видеооператора для съемки собственной желтой новостной передачки.

Культур-мультур. Герои Гамильтона оперируют категориями исключительно земными, родом из современной нам культуры. Те же пословицы, кумиры, персонажи массовой европейско-американской культуры. Часть героев (те самые вечномолодые Главы Династий) действительно имеют на это право, т.к. родились в XXI веке. Но бОльшая часть — люди 2380г., а разговаривают и мыслят так, будто за 300 лет ни фильмов новых не сняли, ни президентов новых не было, ни книг новых не написали. Полный провал.

Инопланетяне бывают двух видов — те, которым на нас насрать и те, которые хотят нас помножить на ноль, дабы завладеть жизненным пространством. Первых Гамильтон описывает скупо, главная их характеристика — “о них ничего не известно”. Вторым автор посвящает огромный кусок книги с описанием эволюции чужаков от одноклеточного комка слизи до космического босса. Злые инопланетяне предсказуемо примитивны и злы потому, что у них велосипеда культуры и морали нет.

Искусственный интеллект тоже не обладает никакими индивидуальными чертами, кроме того, что страдает (наслаждается?) вуайеризмом за человечеством и трясется за сохранность собственной планеты.

PS. О названии. Если Звезда Пандоры оправдывается тем, что людишки в очередной раз пострадали от собственного любопытства, то Иуда здесь каким боком приплетен — осталось загадкой. Библейского Иуду никто вроде ниоткуда не освобождал, а гамильтоновское освобожденное зло никого не предало.


Итоги

Безобразно раздутый объем убивает то немногое оригинальное и интересное, что есть в книге. Оно просто теряется и утопает в многословности и неумелости автора. Заставляет горько жалеть об отсутствии в современном издательском бизнесе лит.редакторов с железными яйцами, которые железными ножницами и замазкой могли бы беспощадно исправить текст.

Кому читать — начинающим в жанре научной фантастики, имеющим много свободного времени.

Кому не читать — любителям научной фантастики. Ну если только по диагонали.

На одну полку с

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Авторское право © 2020 Книжный блог Blackbird
top